укррус

Телефоны в Луцке

  • (097) 714-28-28
  • (050) 714-28-28

Какие игрушки нужны ребенку до 1 года?

Первый год жизни - это наиболее интенсивный период развития малыша. За первые 12 месяцев ребенок осуществляет огромный скачок в своем развитии, в котором можно выделить три качественно разных периода:

На первом месяце жизни - организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятия взрослого, а в конце первого месяца является зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращена к нему улыбка.

 

В возрасте от 1 до 6 месяцев - главной деятельностью младенца является эмоциональное общения со взрослым, происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребенка, направленные на предмет.

От 6 до 12 месяцев - у ребенка формируется интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и ведущей становится игровая деятельность. Общение со взрослым становится деловым - малышу нужны не только ласковые слова и внимание, но и игрушки и совместные игры.

Понятно, что для ребенка в каждом из этих периодов нужна соответствующая игрушка. В последние годы  появилось много новых развивающих игрушек, о которых мы, возможно, даже и не слышали. Поэтому не лишним будет попытаться разобраться в том, какие игрушки стоит покупать ребенку.

Для новорожденных главное внимание мамы, ее ласка и контакт с ней. Они еще весьма ограничено воспринимают окружающий мир, ведь проходят период адаптации к нему. Но уже в конце первого месяца жизни младенцы могут концентрировать внимание на мамином лице, а позже и на других предметах. Новорожденные имеют весьма ограниченное видение, поэтому для них пригодны игрушки с сильными контрастными цветами и, конечно, разного рода погремушки. Важно помнить, что погремушка должна быть гладкая, без углов, ведь движения ребенка еще не скоординированы, и она может сама себя травмировать. В ней не должно быть маленьких отверстий, в которые малыш может засунуть пальчики. Игрушки должны легко содержаться в маленьких ручках, а не ускользать, то есть соответствовать размерам детской ладошки, или иметь кольцо для держания.Одновременно с громкими погремушками можно приобрести колокольчики с тихим мелодичным и чистым звуком для развития музыкального слуха.

С 3 месяцев дети быстро развиваются, они начинают поднимать голову и видеть окружающий мир. Нужно подбирать игрушки, удобные для хватания, а также звенящие, шумящие игрушки. Эти виды игрушек стимулируют развитие моторных навыков, координацию рук. Важным  моментом в подборе игрушек является использование текстур. Следует выбирать игрушки из различных материалов и такие, что выдают различные звуки. Замечательно, если одна игрушка будет сочетать в себе несколько свойств, тогда не придется покупать большое количество игрушек. Например, кукла-неваляшка меняет положение в пространстве, гладкая на ощупь, яркая, издает мелодичный звук.

Музыкальный мобиль и игрушки-подвески.  К 3-4 месяцам малыш - лишь пассивный наблюдатель, а с 3-4 месяцев начинает активно исследовать окружающий мир. Поэтому с 3-4 месяцев над кроваткой ребенка и в коляску подвешивают игрушки-подвески. Малыш слушает музыку, наблюдает за движущимися игрушками, изучает их форму и цвет, поворачивает голову вслед за понравившейся игрушкой, тянется к ней, чтобы схватить. Все эти действия способствуют развитию его слуха, зрения, мышц шеи и координации движений.

Хорошо, если игрушки снимаются с мобиля, тогда он прослужит дольше, но уже в новом качестве. Можно повесить Нобиле также и над пеленальным столиком, тогда малыш будет спокойнее себя вести во время переодевания. Можно подвесить над кроваткой или на бортики кроватки погремушки с кольцами : ребенок будет за них хвататься и активно трясти. Проследите, чтобы игрушки были надежно закреплены, чтобы малыш их не оторвал.

Очень интересное и полезное изобретение -  развивающий коврик , который кладут на пол в детской комнате. Его использования, в отличие от кроватки с подвешенными в ней игрушками, не ограничивает передвижения ребенка.  Большинство моделей развивающих ковриков выполнены из материалов разных текстур, содержащих большое количество игрушек, которые можно изменять, безопасное зеркало, а также воспроизводят мелодичную музыку.

На следующем этапе игровой деятельности малыша к исследованиям добавляется сознательное манипулирование предметами - вложить друг в друга, вытащить, переложить, покрутить, разобрать, бросить на пол. 

С 6 месяцев младенец уже может сидеть, рассматривает все вокруг в поисках чего-то интересного. В этом возрасте ему будут полезны различные шарики : мягкие шары и шары с текстурами . Конечно же не стоит забывать и о звонкие игрушки, которые удобно брать, и которые он любит выбрасывать из кроватки и наблюдать за их падением. Не ленитесь, подавайте ему игрушки снова и снова, ведь это такое увлекательное занятие - брать и бросать. 

Возраст с полугода до 1 года - это пик исследования свойств предметов с помощью прикосновения, к тому же, в большинства малышей режутся зубки. Поэтому у ребенка почти круглосуточно что-нибудь "исследуется" во рту - игрушка или собственные ручки. Известно, что тактильные ощущения (то есть осязание) прямо влияют на развитие нервной системы человека, в частности головного мозга. Именно поэтому развитие малыша в этот период происходит с огромной скоростью. Поэтому чем больше у малыша будет материалов и игрушек, которые отличаются друг от друга на ощупь, тем быстрее он будет развиваться.

Далее малыш уже не только ползает, но и ходит держась за мебель, а некоторые - в ходунках . Малышу нужны  разнообразные игрушки-пищалки, шарики, мячи, машинки .  Игрушки должны быть как мягкие, так и жесткие, разной формы, текстуры, из разных материалов. Также малышам нужно давать платочки, тряпочки, ведь они дают возможность для различных действий малыша: прятаться, заворачивать игрушки. Необходимы также игрушки, предусматривающие различные действия вкладывать, высовывать, строить (пирамидки), вращать, нажимать, перемещать, двигать.

Рассмотрим еще примеры таких игрушек:

Сенсорный коврик. Это коврик, состоящий из материалов различных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает различные тактильные ощущения.  Его можно купить готовый или сшить самому из разных кусочков ткани , пришить бусины, пуговицы разного размера, ленты, шнурочки. Коврик можно повесить на стенке кроватки или пустить ползать по нему малыша.

Сенсорные игрушки-мешочки.  Это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполнены фасолью, горохом, крупами).

Пальчиковые краски (краски для рисования руками).  Рисование этими красками доставляет огромное удовольствие детям.  Они безопасны, легко отмываются, с ними можно играть прямо в ванне.

Главное достоинство игрушки, привлекает малыша этого возраста - это функциональность, то есть когда есть возможность что-либо с ней делать (собирать, разбирать, катать, бросать, нажимать на кнопки, дергать рычаги, крутить, вкладывать друг в друга, рвать). Такая игрушка развивает внимание, логику, координацию, мелкую моторику малыша. Ребенок может повторять эти простейшие действия с игрушками бесчисленное количество раз, ведь это все для нее новое и интересное. Поэтому чем больше разнообразных действий можно осуществлять с игрушкой, тем дольше малыш будет с ней играть. А вам, соответственно, не придется покупать большое количество игрушек.

Почему дети так любят простые игрушки: кубики, мячи, куклы?  Потому что благодаря своей простоте и универсальности, они позволяют осуществлять с ними бесконечное количество манипуляций.

Например, кукла - это и учебное пособие, на котором можно показывать части тела (носик, глазки, ножки, ручки), это и объект для различных манипуляций (поднять кукле ручки, посадить, раздеть), наконец, это образ человека, с которым вы можете разыгрывать вместе с малышом различные жизненные ситуации (ходить, возить в машинке, купать, сажать на горшок, кормить).

Одни из самых любимых игрушек детей этого возраста является  емкости разного размера (коробки, стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, ящики). Малыш с удовольствием будет вставлять емкости друг в друга, составлять в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать. Хорошо, если среди них будут и прозрачные емкости, тогда малыш увидит, что внутри.

Кубики наиболее универсальная игрушка, с ними ребенок будет играть очень долго. Несмотря на свою простоту, эта игра лучше других развивает глазомер, координацию движений, внимание. Вы можете играть в кубики вместе с малышом, строить для него дома, он будет за вами наблюдать, а потом с радостью их разрушать. Хорошо, если на сторонах кубиков будут нарисованы яркие картинки, тогда ребенок будет вертеть их в руках, что является полезным для укрепления мышц кистей.

Можно приобрести классические  пирамидки с 3-4 разноцветных колец (или больше). И в виде подставок, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики и другие предметы. Когда малыш подрастет, то сможет сортировать их по цвету, размеру, форме.

Вкладыши - это небольшие предметы, необходимо вложить в соответствующие отверстия в плоской рамке или в коробочки с прорезями. Разновидность вкладышей - копилка или обычная металлическая банка (например, от кофе) с прорезью в крышке, в которую можно бросать большие монеты (кстати, они еще и звенят). Наверное, первые вкладыши - матрешки.

Погремушки, музыкальные игровые панели и другие звуковые игрушки. Очень нравятся детям музыкальные игровые панели с кнопками в виде животных, нажимая на которые, ребенок слышит голос собачки, кошки, коровы, поросенка и т.д. Можете предложить ребенку поиграть на его первых музыкальных инструментах - бубне, ксилофоне, барабане. 

Игрушки для ванны. В этом возрасте дети с детской ванночки обычно переселяются во взрослую ванну. Вполне разумно совместить купание с игрой (с водой, пеной и игрушками). Если ваш малыш уже умеет ползать, можно положить на дно ванны резиновый коврик на присосках, налить немного воды, положить игрушки и ребенок будет там сидеть, ползать и играть. Хорошо, если это будут не только классические резиновые уточки, рыбки, кораблики, но и игрушки, которые, например, меняют в воде цвет или форму, плавают и пускают пузыри, приклеиваются к бортику ванны или на стену, крутятся под струей воды (водяная мельница).

После того, как малыш научится ползать, ему становится доступно гораздо больше информации, чем раньше, поэтому его развитие ускоряется. Кроме того, ползание способствует укреплению мышц и готовит ребенка к хождению. В игрушечном царстве малыша обязательно должны быть игрушки, стимулирующие его к ползанию.

Среди таких игрушек главное место занимает мяч. Приобретите большой яркий мяч, который не закатывается под мебель. А еще лучше два - один обычный, другой - массажный с пузырьками. Малышу его легче удержать в руках, к тому же он обеспечит дополнительные тактильные ощущения.

Игрушки на колесиках (машинки или животного) кроме своих основных функций, прекрасно побуждают малыша к активному ползания.

Развивающий столик - это столик в соответствии роста малыша, на котором расположены игрушки, музыкальные кнопки и другие "аксессуары".Но на этом его полезные свойства не исчерпываются. Игрушки на столике побуждают малыша-ползунка подниматься на ножки, чтобы поиграть. Ребенок выполняет это много раз в день и таким образом тренирует мышцы ног.

Для малышей, начинающих ходить, можно приобрест игрушечную коляску , или  ходунки-каталку , которую он будет толкать перед собой.

Карты с изображенными на них предметами, животными, растениями, буквами, цифрами - универсальная игрушка, а потому долгожитель в детской комнате. Сначала вы знакомитесь малыша с изображенными объектами (называете их, рассказываете о свойствах каждого). Ребенок будет составлять их в коробку, разбрасывать вокруг себя, а потом ползать за ними и снова складывать в коробку. Вы можете построить из карточек дорожку, а малыш будет ездить по ней машинкой, или построить карточный домик, а ребенок с радостью будет его разрушать. Карточки можно взять с собой в дорогу, в поликлинику, чтобы сократить время ожидания в очереди, поскольку они занимают совсем мало места. Хорошо, если они будут изготовлены из дерева, пластмассы или другого прочного материала - дольше "проживут", но вполне подойдут и картонные.

Книги для детей до года - это пока не источник информации, а источник ярких картинок, которые дети обожают. Поэтому в книгах должно быть минимум текста и большие цветные иллюстрации. Игра с книгами аналогична работе с карточками, можно рядом с каждой иллюстрацией нарисовать большую букву и, по мере чтения книги, показывать на буквы и четко произносить звук.

И несколько советов напоследок:

  • Выбирая игрушку или играя с ребенком, не забывайте о том, что кроме каких-то развивающих свойств, она в первую очередь должна приносить удовольствие и положительные эмоции малышу.
  • Игрушки необходимо регулярно менять и обновлять.Исследовав одну игрушку, малыш ее бросает и тянется к другой.  Это нормально!  Хотя некоторые родители расстраиваются, думая, что ребенок не умеет играть или что ему ничем не угодишь.
  • Для исследования физических свойств предметов ребенок использует все доступные ему органы чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.  В отличие от взрослого, который в большинстве случаев использует зрение и слух, реже - осязание и обоняние и почти никогда - вкус. Поэтому недопустимо ограничивать ребенка в исследовании предметов на вкус и ощупь с помощью рецепторов языка (проще говоря, не запрещайте ему тянуть все в рот), просто обеспечьте их чистоту.
  • И, помните, что первыми проводниками и учителями детей есть родители, и помочь познать этот мир малышам должны именно мы, а не гора игрушек перед ребенком))